В Конституции Российской Федерации защита прав «коренных малочисленных народов» и «малочисленных этнических общностей» связана с реализацией прав на землю и другие природные ресурсы, рассматриваемые как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (статья 9 Конституции Российской Федерации), а также с правом на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
В связи с реализацией больших промышленных проектов, освоением месторождений, особенно на Крайнем Севере, все чаще требуется независимая оценка влияния промышленной деятельность на исконную среду обитания коренных народов. Для этих целей существует набор исследовательских практик, называемый этнологической экспертизой.
Этнологическая экспертиза может быть государственной и неправительственной. Государственная этнологическая экспертиза — это нормативный акт, на основании которого могут быть приняты решения о возможности проведения или прекращения какой-либо деятельности. На данный момент, государственная этнологическая экспертиза на федеральном уровне отсутствует. Неправительственная этнологическая экспертиза — это вид экспертизы, инициированный общественными организациями, предприятиями или гражданами, которые могут привлечь экспертов, обладающих специальными знаниями, чтобы те сделали заключение по вопросу, затрагивающему интересы населения.
Этнологическая экспертиза также может быть разделена на общую и специализированную. Первая может рассматриваться как общегуманитарное исследование, проведенное этнографическими методами. В этом случае экспертиза не имеет правовых последствий, но является важнейшим фоном для проводимых в будущем исследований. К таким работам относятся практически все исследования современного положения коренных народов.
Специализированная этнологическая экспертиза является наиболее распространенным в современных условиях России. Она анализирует, как промышленные проекты затрагивают среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера. В реальности сегодня некоторые элементы экспертизы используются при оценке решений, касающихся использования земель и иных природных ресурсов.
После проведения этнологической экспертизы на Таймыре в 2020 году Проектный офис развития Арктики (ПОРА) выступил с инициативой о создании единой методики проведения неправительственной этнологической экспертизы. Для этого были привлечены признанные эксперты, специализирующиеся на взаимодополняющих аспектах экспертизы. Универсальная методология была создана посредством сведения сотрудниками ПОРА в единую рамку заключений экспертов, каждое из которых задавало ограничения на весь документ и одновременно концентрировалось на области специализации эксперта. Методология затрагивает такие вопросы, как порядок определения, выявления и фиксации местных сообществ КМН, легитимных субъектов, уязвимых групп, иных заинтересованных сторон, инструментарий изучения и фиксации количественных и качественных характеристик местных сообществ КМН, условий их жизнедеятельности, а также экологических, этнокультурных, хозяйственных и иных связей с соответствующими территориями, цели и задачи проведения социологических исследований, оценок состояния земельных, водных, лесных природных объектов и ресурсов, оценки ущерба исконной среде обитания КМН и убытков местных сообществ КМН вследствие такого ущерба.